Засушенное сердце


То, что писал Л.С. Выготский о феномене “засушенное сердце” (отсутствие чувств), актуально и в наше время, когда “обесчувствованию” способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других и меньше удивляться.

В каждой группе любого детского сада находятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые дети; им трудно взаимодействовать с окружающими. Влияют и возрастные «кризисы» (первого года, трех и семи лет), когда начинаются капризы, непослушания, перемены настроения, попытки родителей воспитать дисциплину. Любое переживание ребенка заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. Гиппенрейтер сравнивает внутренние переживания ребенка с бочкой, которая заткнута пробкой: внутри все бурлит, а выхода нет. И ребенку, который хочет рассказать что-то маме, - подчеркивает Гиппенрейтер, - нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций. А еще привычка делиться, семейная традиция, живое общение со взрослыми».

Одна из задач родителей - эмоциональное развитие ребенка. Улыбайтесь детям. Открыто выражайте свои эмоции и говорите о них. Введите в свою речь формулу: «Я чувствую..., потому что..., и я хотел(а) бы...». Например:"Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся». Читайте ребенку книги, герои которых проявляют различные эмоции. Объясняйте ребенку, что происходит с окружающими. «Он упал и ушибся. Ему больно». Играйте «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций: чашка (в нее можно кричать); листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене); карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок); пластилин; выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; но не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол.

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.