Учим защищаться


Как же часто закрадывается в родительскую голову мысль, что его ребенок кричит, не переставая, из вредности характера?

А если задуматься: мама тоже может долго кричать, если у нее накопилась усталость, гнев, невозможность что-либо изменить. Довольная мама кричать долго не сможет, потому что у нее не будет стимула.

Многие воспринимают крик как негатив.На самом деле криком младенец призывает нас помочь ему, когда он испытывает неприятные ощущения голод, холод, шум, яркий свет. Слезы ребенка должны вызывать у нас желание понять, о чем он нас просит. Для него это пока единственный способ изменить ситуацию, найти того, кто придет ему на помощь.

Эмоциональная устойчивость ребенка «выплавляется» из его индивидуальных особенностей, темперамента и опыта взаимодействия с мамой и другими близкими взрослыми в первый год жизни. Главное, что делает мама в этом направлении определенным образом отвечает на его крик.

Когда малыш кричит, а мама не торопится подходить, что ему остается? Он может покричать-покричать и заснуть, отключившись от неприятных ощущений, или поменять «объект желания» и начать сосать собственный кулачок вместо материнской груди, или вместо радости при появлении мамы проявить агрессию кусать ее грудь. Все это предвестники первых механизмов психологической защиты. Эти механизмы несут очень важную функцию: они ограждают нас от дискомфорта, снижают напряженность, страх и тем самым помогают приспособиться к ситуации. Но они должны быть развиты в меру. Когда близкие не просто время от времени игнорируют потребности малыша, а практически всегда безразличны, психологическая защита выстраивается слишком жесткой, «непробиваемой».

А иногда мама, наоборот, откликается на крик моментально, без паузы или все потребности ребенка предугадывает заранее. У малыша, окруженного такой сверхзаботой, уровень психологической защиты, как правило, очень низкий. Он растет не способным переносить малейший дискомфорт. Время от времени нужно давать ребёнку самостоятельно найти выход из проблемной ситуации.